state
Вернуться к обычному виду

История создания

ЗАГС: так все начиналось

 

В нашем  Юкаменском районе до  образования органов ЗАГС записи о рождении, смерти, браке вносились в церковные метрические книги. В 1919г. при НКВД были созданы центральный и окружные отделы ЗАГС. Столичные отделы ЗАГС работали при отделах управления  Московского и Петербургского совдепов, губернские – при отделах управления губернских совдепов, местные – при волостных, районных и городских совдепах.

 Территория Юкаменского района в то время входила в состав Глазовского уезда Вотской автономной области и была разделена на три волости: Ёжевскую, Пышкетскую и Юкаменскую, и  акты гражданского состояния регистрировались этими исполкомами. В июле 1924 г.  Постановлением ВЦИК Пышкетский волисполком был упразднен, и осталось две волости: Ёжевская и Юкаменская. Сельские советы этих волисполкомов регистрировали только смерть и рождение, остальные акты гражданского состояния регистрировал Юкаменский исполнительный комитет. Специалистов в области составления актовых записей практически не было, их вели работники местных администраций или просто люди, знающие грамоту.  

Первые записи актов гражданского состояния в нашем районе датированы сентябрем 1918г. Записи производились на обыкновенной бумаге либо в книгах, отпечатанных в местных типографиях. И только в 1925 г. НКВД принял решение о централизованном изготовлении книг в г. Москве. Но еще вплоть до 1930г. записи о рождении, смерти и браке производились и в метрических книгах церквей, находящихся на территории нашего района. Таких церквей было четыре: в с.Верх-Уни – Преображенская, в с.Ежево – 12-апостольская, в с.Пышкет – Ивано-Предтеченская и в с.Юкаменское – Троицкая церковь.

В 1929г. Постановлением ВЦИК образован Юкаменский район с центром с. Юкаменское, в состав которого вошли 17 сельских Советов. Каждый сельский Совет  на своей территории проводил регистрацию актов гражданского состояния.

До населения был доведен порядок регистрации актов гражданского состояния. В случае нарушения сроков регистрации составлялся протокол на нарушителя, а иногда даже взыскивался штраф.

Летом 1934г. органы ЗАГС как ведомства, владеющие информацией по текущему учету населения, были введены в структуру подразделений НКВД.

С 1935 по 1946гг. органы ЗАГС нашей республики находились в ведении Управления НКВД по УАССР. В это же время на территории нашего района было образовано Юкаменское бюро ЗАГС.

Наступил 1941 год, началась Великая отечественная война. Но жизнь не остановилась. Также как в мирное время рождались дети, создавались новые семьи. За четыре военных года в нашем районе родилось около 3000 детей: 1941г-1071 ребенок, 1942г- 735 детей, 1943г- 239, 1944г- 347 и в 1945г- 403 ребенка. В мае 1945, победном мае, наш район пополнился двадцатью маленькими жителями.

И даже в те нелегкие военные годы жители нашего района влюблялись и заключали брачные союзы. Статистика такова: 1941г-96 браков, 1942 – 25, 1943 – 35, 1944 – 57 и 1945 – 78. Просмотрев актовые записи о браке за 1941-1945гг. было отмечено, что большое количество браков заключалось между молодыми людьми, где жених был моложе невесты.

 В 1947г. Юкаменское бюро ЗАГС было передано Министерству внутренних дел УАССР. С 1950 по 1952г. оно находилось в ведении Управления милиции. Сельские Советы по-прежнему регистрировали только смерть и рождение.  Все остальные акты гражданского состояния регистрировались в Юкаменском райбюро ЗАГС.

В 1954г. произошло укрупнение сельских Советов и в составе Юкаменского района из 17 сельских Советов осталось 10.

В период с 1963 до конца 1966г. Юкаменского района как административно-территориальной  единицы не было. Его территория была передана в Глазовский район. Но в 1967г. Юкаменский район был вновь образован в составе 7 сельских Советов.

          До 1967 года сельские Советы регистрировали только акты рождения и смерти, а с 1967 года ещё стали регистрировать установление отцовства и регистрацию брака. Остальные виды актов - расторжение брака, усыновление (удочерение), перемена фамилии, имени, отчества, восстановление рождения – регистрировались в Юкаменском райбюро ЗАГС.

    В 90-ые годы Юкаменское райбюро ЗАГС переименовали в Юкаменский районный отдел ЗАГС.

   С 1 марта 1998 года на основании Федерального Закона «Об актах гражданского состояния», подписанного Президентом РФ, все виды актов гражданского состояния стал регистрировать Юкаменский районный отдел ЗАГС. Положение об отделе ЗАГС утвердил глава администрации Юкаменского района Бушмелев Н.С.

  В настоящее время отдел ЗАГС осуществляет регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, перемены имени, фамилии, отчества, смерти, усыновления (удочерения). На основании решения суда восстанавливает и аннулирует записи актов гражданского состояния. В соответствие с действующим законодательством вносит исправления и изменения в актовые записи, подготавливает материалы и составляет заключения по исправлению ошибок и внесению исправлений в актовые записи гражданского состояния. Все записи актов гражданского состояния обрабатываются, систематизируются, ведётся их строгий учёт и хранение.

Каждый год архивный фонд  увеличивается. Срок хранения книг актовых записей составляет 100 лет. По истечении этого срока книги передаются на постоянное хранение в центральный государственный архив в г. Ижевске.

В данный момент в отделе ЗАГС Администрации муниципального образования «Юкаменский район» Удмуртской республики работают два человека (начальник отдела ЗАГС и ведущий специалист-эксперт отдела ЗАГС), которые оказывают государственные услуги населению по регистрации актов гражданского состояния и выдаче архивных справок жителям всех населенных пунктов района, приезжим посетителям, по запросам граждан за пределами республики и России.