state
Вернуться к обычному виду

Предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности по установлению лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года

05.03.2020 Скачать документ (.doc)


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие сведения

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс

1.2. Название объекта проектирования и планируемое место его реализации

1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника – контактного лица

1.4. Характеристика типа обосновывающей документации

 

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации

 

3. Цель и потребность реализации намечаемой деятельности

 

4. Описание альтернативных вариантов проектных решений, включая предлагаемый «нулевой вариант» (отказ от деятельности)

 

5. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности

5.1. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания

5.2. Состояние популяций охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи

5.3. Сведения о мероприятиях по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов

5.4. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения возможных негативных последствий для эксплуатируемых популяций охотничьих видов животных по основным вариантам проектных решений

 

 

6. Резюме нетехнического характера

 

 

3

 

3

3

3

3

 

4

 

5

 

 

6

 

6

6

 

8

 

12

 

 

21

 

 

21

 

 

 

 

 


 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс

Заказчиком деятельности является Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (Минприроды УР).

Юридический и фактический адрес: 426051, г. Ижевск, ул. М. Горького, 73.

Телефон: (3412) 90-10-62, факс: (3412) 78-65-92.

 

1.2. Название объекта проектирования и планируемое место его реализации

Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года. Намечаемая хозяйственная деятельность планируется на территории закрепленных и общедоступных охотничьих угодий Удмуртской Республики, а также иных территорий Удмуртской Республики, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.

1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника – контактного лица

Матвеев Иван Александрович, заместитель начальника Управления охраны и использования объектов животного мира – начальник отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, тел. (3412) 51-26-91.

1.4. Характеристика типа обосновывающей документации

Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, являются проектом нормативно-технического документа в области охраны окружающей среды и представляются на государственную экологическую экспертизу согласно статьи 20 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ
«О животном мире» и статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ
«Об экологической экспертизе».

Состав и содержание материалов установлено требованиями статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе». При этом одним из условий проведения государственной экологической экспертизы объектов является наличие в составе материалов, подлежащих экспертизе, материалов по оценке воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации утверждено приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Одним из основных принципов использования охотничьих ресурсов, провозглашенных частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте), является обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона об охоте, полномочия по установлению лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи, за исключением таких лимитов и квот в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Лимит добычи охотничьих ресурсов – это объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов. Квота добычи охотничьих ресурсов – это часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья. В соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике к охотничьим ресурсам, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, относятся всего 5 видов: лось, медведь, рысь, барсук и выдра. Частью 4 статьи 24 Закона об охоте установлено, что по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждается лимит добычи лося и рыси.

Следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 24 Закона об охоте лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.

Лимит добычи охотничьих ресурсов устанавливается в строгом соответствии с Порядком принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требованиями к его содержанию, утвержденными приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, а именно:

-     в соответствии с пунктом 5 квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной охотпользователем в пределах установленных нормативов допустимого изъятия, утвержденных приказом Минприроды России от 30.04.2010 № 138, на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания;

-     в соответствии с пунктом 9 для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации до 15 апреля осуществляет сбор заявок охотпользователей на установление квоты добычи охотничьих ресурсов и до 15 апреля определяет квоты добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;

-     планируемая квота добычи, указанная в заявке охотпользователя, может быть изменена только в случаях превышения нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов;

-     до 1 мая материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, направляются на государственную экологическую экспертизу;

-     после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, но не позднее 15 июня проект лимита добычи на территории субъекта Российской Федерации направляется на согласование в Минприроды России.

Принимая во внимание, что квота добычи охотничьих ресурсов ежегодно определяется для каждого вида охотничьих ресурсов на основании данных о численности заявленного вида охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, то предварительная оценка воздействия на окружающую среду материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года еще не содержат проекты лимита и квот добычи охотничьих ресурсов на предстоящий сезон охоты.

 

3. ЦЕЛЬ И ПОТРЕБНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ
НАМЕЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разработка проекта нормативно-технической документации «Материалы, обосновывающие лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов в Удмуртской Республике на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года» направлена на реализацию полномочия, переданного Российской Федерацией в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также на обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия на территории Удмуртской Республики.

 

4. ОПИСАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ПРЕДЛАГАЕМЫЙ «НУЛЕВОЙ ВАРИАНТ»
(ОТКАЗ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Альтернативным вариантом является отказ от деятельности («нулевой вариант»). Охота – это традиционный вид деятельности в Удмуртской Республике, продукция которой имеет важное значение в удовлетворении разносторонних запросов и потребностей граждан.

В Удмуртской Республике долгосрочное пользование объектами животного мира осуществляют 38 охотпользователей, за которыми отдельные охотничьи угодья закреплены на основании 34 охотхозяйственных соглашений и 12 долгосрочных лицензий. Численность работников охотпользователей, занятых в охотничьем хозяйстве, составляет 180 человек. По данным государственного охотхозяйственного реестра на территории Удмуртии зарегистрировано 33 389 охотников.

Запрет охоты на территории Удмуртской Республики приведет к социальной напряженности и другим негативным факторам, финансовым издержкам охотпользователей. В связи с этим основным вариантом проектных решений принимается проект лимитов и квот охотничьих ресурсов на территории Удмуртской Республики.

 

5. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

НАМЕЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания

Охотничьи угодья Удмуртской Республики отличаются высокой продуктивностью. Ресурсную основу охотничьего хозяйства составляют преимущественно дикие копытные животные (лось, кабан) и медведь, в меньшей степени пушные звери (барсук, бобр, заяц-беляк, куница) и пернатая дичь (глухарь, тетерев, рябчик, различные виды уток). Комплекс проводимых охранных, биотехнических и воспроизводственных мероприятий в Удмуртской Республике, направленных на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечивает устойчивое и рациональное использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия на территории Удмуртской Республики. В 2019 году продуктивность охотничьих угодий составила 59,15 рублей с гектара.

Организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания возможна лишь при наличии достоверных сведений об их численности.

Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных утвержден приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 344.

В рамках государственного мониторинга проводятся наблюдения за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Ежегодно на территории Удмуртской Республики в рамках осуществления государственного мониторинга в целях получения данных о численности охотничьих ресурсов проводятся различные виды учетов, наиболее масштабным и трудоемким из которых является зимний маршрутный учет. Ежегодно на территории охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, закладывается 1,1 тыс. маршрутов, при этом общая протяженность пройденных таких маршрутов при осуществлении зимнего маршрутного учета составляет более 11 тыс. км.

Зимний маршрутный учет охотничьих животных (далее–ЗМУ) на территории Удмуртской Республики проводится в соответствии с Методическими указаниями по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденными приказом Минприроды России от 11.01.2012 № 1.

ЗМУ относится к методам комплексного учета, поскольку с его помощью можно одновременно определить численность многих видов зверей и оседлых охотничьих птиц. На территории Удмуртской Республики методом ЗМУ возможно определить численность 14 видов зверей (лось, косуля, кабан, рысь, волк, лисица, куница, хорь, росомаха, горностай, колонок, белка, заяц-беляк, заяц-русак) и 4 видов птиц (рябчик, тетерев, глухарь, серая куропатка).

Полученные данные учета численности будут использованы при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов на следующий охотничий сезон, а также для осуществления анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.

Дополнительно в целях уточнения численности, определения состояния популяций охотничьих ресурсов и сбора кадастровых данных ежегодно проводятся следующие специальные учеты:

-       учет волка опросом и картированием стай по состоянию на апрель и декабрь;

-       учет рыси опросом и картированием мест обитания по состоянию на 1 апреля;

-       учет кабана на подкормочных площадках по состоянию на 1 апреля;

-       учет косули опросом по состоянию на апрель;

-       учеты глухаря, тетерева на токах (апрель-май);

-       учет сурка на поселениях;

-       учет медведя по выходу на овсяные поля (август-сентябрь);

-       учет барсука на поселениях (сентябрь-октябрь);

-       осенние учеты бобра, ондатры, норки, выдры по водоемам;

Кроме того, путем обработки и анализа сданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов проводится учет добычи различных видов и групп видов охотничьих ресурсов:

-       пушных зверей (в том числе, волка и барсука);

-       пернатой дичи за периоды весенней охоты и летне-осенней охоты;

-       диких копытных (лось, кабан);

-       бурого медведя.

 

5.2. Состояние популяций охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи

Лось. Состояние популяции лося в Удмуртской Республике стабильное, наблюдается положительная динамика его численности. По данным ЗМУ в 2019 году численность лося составила 19 365 особей (численность в 2018 году составила 19 509 особей, в 2018 году – 18 567 особей, в 2016 году – 17 462 особи, в 2015 году – 16 872 особи, в 2014 году – 16 496 особей). В основном за охотничий сезон добывается 6-9% лосей от общей численности. В сезоне 2016-2017 гг. из утвержденного лимита в 1 454 особей (8,33% от численности) добыто 1 418 (8,12% от численности).

Рис. 1. Динамика численности лося в Удмуртской Республике по данным

государственного мониторинга в период с 2004 по 2019 гг.

В сезоне охоты 2017-2018 гг. из утвержденного лимита в 1 626 особей (8,76% от численности) добыто 1 573 (8,47% от численности). Освоение лимита добычи лося в 2017 году составило 96,74%.

В сезоне охоты 2018-2019 гг. из утвержденного лимита в 1 525 особей (7,81% от численности) добыто 1 472 (7,54% от численности). Освоение лимита добычи лося в 2018 году составило 96,52%.

В сезоне охоты 2019-2020 гг. из утвержденного лимита в 1 576 особей (8,14% от численности) добыто 1 519 (7,84% от численности). Освоение лимита добычи лося в 2019 году составило 96,38%.

 

Медведь бурый. Численность вида стабильная, в последние несколько лет держится в пределах 1,1-1,2 тыс. особей. По результатам учета на овсяных полях, проведенного в августе-сентябре 2019 года, на территории Удмуртской Республики учтен 1 251 медведей. Следует отметить, что данные о численности медведя, полученные в осенний период 2018 года, входят в состав данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля 2019 года и использовались при установлении лимита и квот добычи на период 2019-2020 гг.

В осенний период 2019 года на территории Удмуртской Республики численность медведя составила 1 256 особей. Полученные данные будут использованы для установления лимита и квот его добычи на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года.

Рис. 2. Динамика численности медведя в Удмуртской Республике по данным государственного мониторинга в период с 2005 по 2020 гг.

За сезон охоты обычно добывается в пределах 6-9% медведей от общей численности. В сезоне 2017-2018 гг. из утвержденного лимита в 133 особи (12,3% от численности) добыто 75 (6,94% от численности). Освоение лимита добычи медведя в 2017 году составило 56,39%. В сезоне 2018-2019 гг. из утвержденного лимита в 118 особи (10,0% от численности) добыто 72 (6,10% от численности). Освоение лимита добычи медведя в 2018 году составило 61,01%. В сезоне 2019-2020 гг. из утвержденного лимита в 122 особи (9,75% от численности) добыто 80 (8% от численности). Освоение лимита добычи медведя составило 65,57%.

Рысь. Численность рыси по данным зимнего маршрутного учета в 2018 году составила 145 особей. Добывается в среднем за сезон не более 3% от численности. В сезоне охоты 2016-2017 гг. из установленного лимита в 5 особей (1,98% от численности), добыты 2 рыси (0,79% от численности). Освоение лимита добычи рыси составило 40%. В сезоне охоты 2017-2018 гг. добыто 2 рыси. Освоение лимита добычи рыси составило 28,57%. В сезонах охоты 2018-2019 гг. и 2019-2020 гг. рысь не добывалась. Освоение лимита добычи рыси составило 0,0%.

Рис. 3. Динамика численности рыси в Удмуртской Республике по данным

государственного мониторинга в период с 2004 по 2019 гг.

Барсук. Состояние популяции вида стабильное. По результатам учета в осенний период 2017 года на территории Удмуртской Республики учтено 2 498 барсуков. Следует отметить, что данные о численности барсука, полученные в осенний период 2017 года, входят в состав данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля 2018 года и использовались при установлении лимита и квот добычи на период 2018-2019 гг.

В осенний период 2019 года на территории Удмуртской Республики численность барсука составила 2 527 особей. Полученные данные будут использованы для установления лимита и квот его добычи на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года.

 

Рис. 4. Динамика численности барсука в Удмуртской Республике по данным государственного мониторинга в период с 2005 по 2020 гг.

За сезон охоты добывается в пределах 4-7% барсуков от общей численности. В сезоне охоты 2016-2017 гг. из утвержденного лимита в 202 особи (8,03% от численности) добыт 131 барсук (5,2% от численности). Освоение лимита добычи барсука составило 64,85%. В сезоне охоты 2018-2019 гг. из утвержденного лимита в 198 особей (7,92% от численности) добыто 108 барсуков (4,3% от численности). Освоение лимита добычи барсука составило 54,54%.

В сезоне охоты 2019-2020 гг. из утвержденного лимита в 199 особей добыт 131 барсук. Освоение лимита добычи барсука составило 65,83%.

Выдра. Состояние популяции вида стабильное. По результатам учета в осенний период 2017 года на территории Удмуртской Республики учтено 973 выдр. Следует отметить, что данные о численности выдры, полученные в осенний период 2017 года, входят в состав данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов по состоянию на 1 апреля 2018 года и использовались при установлении лимита и квот добычи на период 2018-2019 гг.

В осенний период 2019 года на территории Удмуртской Республики численность выдры составила 1 048 особей. Полученные данные будут использованы для установления лимита и квот его добычи на период с 1 августа 2020 года до 1 августа 2021 года.

 

Рис. 5. Динамика численности выдры в Удмуртской Республике по данным государственного мониторинга в период с 2005 по 2020 гг.

За сезон охоты добывается не более 1,5% от общей численности.
В сезоне охоты 2016-2017 гг. из утвержденного лимита в 9 особей (0,98% от численности) добыта 1 выдра (0,11% от численности). Освоение лимита добычи выдры составило 11,11%. В сезоне охоты 2017-2018 гг. из утвержденного лимита в 15 особей (1,54% от численности) добыто 4 выдры (0,42% от численности). Освоение лимита добычи выдры предварительно составило 26,67%. В сезоне охоты 2018-2019 гг. из утвержденного лимита в 13 особей (1,33% от численности) добыта 1 выдра (0,10% от численности). Освоение лимита добычи выдры предварительно составило 7,69%. В сезоне охоты 2019-2020 гг. официальная добыча выдры не отмечена, освоение лимита составило 0,0%.

 

5.3. Сведения о мероприятиях

по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов

Для поддержания и увеличения численности охотничьих животных в Удмуртской Республике проводятся следующие мероприятия:

-       осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе федерального государственного охотничьего надзора в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

-       проведение комплекса биотехнических и воспроизводственных мероприятий, направленных на улучшение среды обитания охотничьих ресурсов;

-       установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира;

-       нормирование в области использования и охраны животного мира и среды их обитания;

-       защита охотничьих ресурсов от болезней;

-       предупреждение гибели охотничьих ресурсов диких копытных животных на автомобильных и железных дорогах;

-       воспроизводство охотничьих ресурсов;

-       регулирование численности охотничьих ресурсов;

-       содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

-       акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов;

-       определение зон охраны охотничьих ресурсов;

 

Осуществление государственного надзора

Осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе федерального государственного охотничьего надзора в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, как деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений посредством организации и проведения проверок и (или) проведения мероприятий по контролю на территории обитания объектов животного мира, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, охотпользователями и гражданами своей деятельности.

Таблица 1.

Показатели охраны объектов животного мира в Удмуртской Республике


Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

Составлено протоколов об административных правонарушениях

509

554

810

Наложено административных штрафов на сумму (тыс. рублей)

597,05

509,1

780,95

Взыскано административных штрафов на сумму (тыс. рублей)

424,1

279,2

516,45

Предъявлено исков о возмещении ущерба, причиненного объектам животного мира и возмещении стоимости незаконно добытой продукции отстрела животных на сумму (тыс. рублей)

2091

5054

8496,75

Взыскано исков о возмещении ущерба, причиненного объектам животного мира и возмещении стоимости незаконно добытой продукции отстрела животных на сумму (тыс. рублей)

1003,974

3068,93

6283,59

Изъято огнестрельного оружия (единиц)

29

40

36

Изъято иных орудий охоты (штук)

7

2

2

Изъято транспортных средств

3

8

3

Выявлено случаев незаконной добычи лосей

63

101

62

Выявлено случаев незаконной добычи кабанов

11

7

8

Выявлено случаев незаконной добычи медведей

2

0

0

Передано материалов на возбуждение уголовных дел

60

99

63

Возбуждено уголовных дел

51

84

61

Привлечено к уголовной ответственности, человек

3

5

13


Проведение комплекса биотехнических и воспроизводственных мероприятий

Проведение биотехнических мероприятий должно обеспечивать поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, улучшение оптимальной структуры популяций охотничьих животных, а также является гарантией выживания их в условиях чрезвычайных ситуаций и природных аномалий, происходящих в окружающей среде.

Таблица 2.

Основные показатели проведения биотехнических мероприятий

 

Биотехнические мероприятия

2017 год

2018 год

2019 год

Посев кормовых полей, количество, шт./ площадь, га

588/930,9

609/979,3

653/1052,0

Количество обустроенных солонцов, шт.

2635

2631

2683

Количество выложенных минеральных кормов (соли), тонн

37,19

38,31

25,46

Количество подкормочных площадок, шт.

244

247

255

Количество выложенных кормов (зерно, горох, корнеплоды и т.д.), тонн

3045,8

1696,33

2331,8

 

Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира

Указом Президента Удмуртской Республики от 20 сентября 2012 года
№ 164 «Виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Удмуртской Республики, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» определены конкретные сроки охоты весенней охоты на пернатую дичь и охоты на лося.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 февраля 2012
№ 37 «Об ограничении охоты на территории Ярского района Удмуртской Республики» в целях сохранения мест отдыха водоплавающих и околоводных птиц в период весенней миграции на территории Ярского района Удмуртской Республики в пойме реки Чепца введен запрет охоты в весенний период.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 5 августа
2013 года № 352 «О введении ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства на территории Удмуртской Республики, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения» сокращены сроки охоты на пернатую дичь и пушных зверей, запрещена охота на бурого медведя на искусственных привадах животного происхождения.

 

Нормирование в области использования и охраны животного мира

и среды его обитания

Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается:

-       в установлении лимитов и квот добычи лося, бурого медведя, рыси, барсука и выдры в пределах нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов;

-       в установлении норм допустимой добычи кабана, пушных зверей и пернатой дичи на территории Удмуртской Республики;

-       в установлении норм пропускной способности охотничьих угодий Удмуртской Республики, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и государственных охотничьих заказников Удмуртской Республики, при осуществлении любительской и спортивной охоты на период весенней охоты.

 

Защита охотничьих ресурсов от болезней

Для возможности оперативного принятия решений по использованию и сохранению охотничьих ресурсов проводится мониторинг заболеваний диких животных.

В 2015 году зарегистрировано 125 случаев заболевания бешенством диких
(лисицы, енотовидные собаки, куницы, лось, рысь, барсук, хорь, летучая мышь) и домашних животных (кошки, собаки, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот).

В 2016 году зарегистрировано 116 случаев заболевания бешенством (лисицы – 62 случая, енотовидные собаки – 9, лоси – 5, барсуки – 2, собаки – 11 кошки – 15, КРС – 10, МРС – 1, свинья – 1).

В 2017 году согласно официальным данным Главного управления ветеринарии было зарегистрировано 67 случаев заболевания бешенством диких и домашних животных.

В 2018 году согласно официальным данным Главного управления ветеринарии было зарегистрировано 26 случаев заболевания бешенством, в том числе 18 случаев заболевания диких и 8 случаев домашних животных.

В 2019 году на территории Удмуртской Республики зарегистрировано 49 случаев бешенства, в том числе 23 случая заболевания среди диких и 26 случаев домашних животных.

В целях предупреждения распространения заболевания бешенством, а также ликвидации природных очагов бешенства на территории охотничьих угодий Удмуртской Республики ежегодно проводятся мероприятия по регулированию численности лисицы и волка. Кроме того, сотрудниками Минприроды УР совместно с охотпользователями Удмуртской Республики и Главным управлением ветеринарии Удмуртской Республики в целях иммунизации диких плотоядных животных регулярно выкладывается оральная вакцина в охотничьих угодьях (в 2018 году выложено 300 тыс. доз вакцины, в 2019 году – 472 тыс. доз вакцины).

В целях предотвращения возникновения и распространения африканской чумы свиней среди диких кабанов осуществляются мероприятия по мониторингу эпизоотической обстановки в охотничьих угодьях Удмуртской Республики (выявление павших кабанов, отбор проб от павших кабанов, отбор проб от добытых в процессе охоты кабанов).

В ходе указанных мероприятий в 2015 году от добытых при осуществлении охоты кабанов направлено на лабораторные исследования 382 пробы, от обнаруженных павших кабанов – 14 проб, при этом все результаты отрицательные. В 2016 году от добытых при осуществлении охоты кабанов направлено на лабораторные исследования 451 проба, от обнаруженных павших кабанов – 5 проб, при этом все результаты также отрицательные. В 2017 году от добытых при осуществлении охоты кабанов направлено на лабораторные исследования 523 пробы, от обнаруженных павших кабанов – 16 проб, все результаты отрицательные.

В 2018 году от добытых при осуществлении охоты кабанов направлено на лабораторные исследования 1213 проб, от обнаруженных павших кабанов – 10 проб, все результаты отрицательные.

В 2019 году от добытых при осуществлении охоты кабанов направлено на лабораторные исследования 1062 пробы, 1 проба от обнаруженного павшего кабана, все результаты отрицательные.

В целях предупреждения возникновения и распространения высокопатогенного гриппа птиц среди пернатой дичи в естественной среде сотрудниками Минприроды УР осуществляется регулярный мониторинг эпизоотической обстановки в охотничьих угодьях, который в первую очередь заключается в регулярном обследовании охотничьих угодий на предмет выявления трупов пернатой дичи.

Кроме того, при возникновении необходимости Минприроды УР организуются мероприятия по обеспечению районных станций по борьбе с болезнями животных необходимым биологическим материалом.

 

Предупреждение гибели охотничьих ресурсов диких копытных животных на автомобильных и железных дорогах

Ежегодно на автомобильных и железных дорогах Удмуртской Республики регистрируется более ста случаев гибели лосей в результате дорожно-транспортных происшествий. Только в 2019 году на дорогах погибли 138 лосей. Наибольшее количество случаев зафиксировано в Игринском (26 особей), Воткинском (16 особей), Завьяловском (13 особей) и Можгинском (13 особей) районах. Кроме того в период с 2012 по 2018 гг. зафиксировано:

-       за 2012 год зарегистрировано 111 случаев гибели;

-       за 2013 год – 122 случая;

-       за 2014 год – 140 случаев;

-       за 2015 год – 126 случаев;

-       за 2016 год – 124 случая.

-       за 2017 год – 97 случаев.

-       За 2018 год – 130 случаев.

С целью предупреждения гибели охотничьих животных на автомобильных дорогах Минприроды УР проводится работа по определению участков дорог с наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий с участием диких копытных животных. На основании предложений Минприроды УР о рекомендуемых местах установки предупреждающих дорожных знаков 1.27 «Дикие животные», представленных в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и ФКУ «Волговытскуправтодор», в период с 2013 по 2018 гг. к имеющимся знакам было дополнительно установлено дорожных знаков:

-       на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения – 114;

-       на автомобильной дороге федерального значения «Елабуга-Пермь» (М-7 «Волга») – 32.

 

Воспроизводство охотничьих ресурсов

В Удмуртской Республике к охотничьим ресурсам относится 71 вид, в том числе 28 видов млекопитающих и 43 вида птиц.

В целях сохранения биологического разнообразия и обеспечения устойчивого существования животного мира, охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов, создание условий для стабильного развития охотничьего хозяйства Удмуртской Республики постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 1 июля 2013 года № 272 утверждена Государственная программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы».

За 2019 год исчезновения видов охотничьих ресурсов, резкого сокращения количественных показателей численности охотничьих ресурсов не допущено, состояние популяции основных охотничьих животных оценивается как стабильное.

 

Регулирование численности охотничьих ресурсов

Регулирование численности отдельных видов охотничьих животных (волк, шакал, енотовидная собака, лисица, американская норка, при необходимости и другие), направленное на поддержание устойчивости экологических систем (в том числе с учетом эпизоотической ситуации в местах обитания), является одним из мероприятий плана по реализации Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденного приказом Минприроды России от 28 ноября 2014 года № 527.

Хищники являются одним из факторов, лимитирующих численность многих видов охотничьих ресурсов. В этой связи в целях сдерживания роста численности волка, оказывающего значительное воздействие на численность потенциальных жертв (лось, кабан, косуля, бобр и т.д.), на территории Удмуртской Республики регулярно проводятся мероприятия по регулированию его численности.

Ежегодная добыча волка в Удмуртской Республике составляет в среднем от 60 до 70 особей, в том числе добыча особей в возрасте до 1 года (волчат) в весенний период составляет от 25 до 45 особей. Таким образом, принятие решений о регулировании численности волка позволяет сдерживать рост его численности на территории Удмуртской Республики.

Мероприятия по регулированию численности лисицы преимущественно направлены на предупреждения распространения заболевания бешенством, а также ликвидации природных очагов бешенства на территории охотничьих угодий Удмуртской Республики, а также предотвращение нанесения ущерба здоровью граждан и их имуществу (домашних животных). Ежегодно в рамках регулирования численности и осуществления любительской и спортивной охоты добывается 1,8-2,2 тыс. особей.

Законом Удмуртской Республики от 22 июня 2012 года № 31-РЗ «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях в Удмуртской Республике» предусмотрены механизмы стимулирования охотников, осуществляющих регулирование численности лисицы и добычу волка на территориях общедоступных охотничьих угодий, путем предоставления таким охотникам первоочередного права получения разрешений на добычу копытных животных и медведя.

В случае необходимости отбора проб от диких птиц вне сезона охоты, Минприроды УР в соответствии с положениями Порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов и его формы, утвержденного приказом Минприроды России от 13.01.2011 № 1, принимаются решения о регулировании численности соответствующих видов пернатой дичи. Например, такие решения были приняты в 2017 году, когда в Малопургинском районе Удмуртской Республики был выявлен падеж домашней птицы. В рамках регулирования численности в ряде районов республики были добыты и представлены на анализы 15 уток, при этом вирус гриппа птиц выявлен не был.

Также в целях отбора проб решение о регулировании численности было принято Министерством в апреле 2019 года. При этом было добыто 5 гусей и 24 утки. Также при срочной необходимости отбор проб осуществляется в рамках любительской и спортивной охоты (осень 2019 года).Пробы на вирус гриппа птиц дали отрицательный результат.

Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания

Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (вольерное разведение охотничьих ресурсов) – одно из самых перспективных направлений в охотничьем хозяйстве. Развитию содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях способствует экономическая привлекательность широкого спектра возможных услуг и товаров, значительное повышение пропускной способности охотничьих хозяйств с одновременным снижением охотничьей нагрузки на популяции диких животных в естественной среде обитания, ограниченность времени на проведение охот у отдельной категории охотников и требование при этом полной гарантии успешности охоты и получения качественных услуг в сфере охотничьего хозяйства.

В настоящее время в Удмуртской Республике данное направление охотничьего хозяйства развивается в ООО «ВерА», ОО «Балезинское РООиР», ООО «Хантер-Сервис», ООО «Удмуртохота ООО», в которых построено 4 вольера для содержания и разведения в полувольных условиях диких копытных животных.

 

Таблица 3


№ п/п

Наименование охотпользователя

Количество вольеров, ед.

Площадь вольеров, га

Информация об охотничьих ресурсах

вид

количество, особей

1

ООО «ВерА»

1

25

кабан

23

пятнистый олень

20

2

ООО «Хантер-Сервис»

1

126

кабан

30

косуля

30

 

пятнистый олень

30

благородный олень

30

3

ООО «Удмуртохота ООО»

1

5

кабан

50

4

ОО «Балезинское РООиР»

1

53,9

кабан

30


 

Акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов

Ежегодно проводятся мероприятия по мониторингу состояния численности, распространения и среды обитания акклиматизированных видов охотничьих ресурсов (сурка-байбака, косули, ондатры).

Мероприятия по акклиматизации и реакклиматизации охотничьих ресурсов начались в 1947 году, когда в республику завезли первых 25 бобров из Вороженской области. Работа по восстановлению популиции бобра велась до 1972 года. В результате предпринятых мер по охране и искусственному расселению исторический ареал вида был восстановлен, а его численность возросла настолько, что в настоящее время бобр снова приобрел важнейшее промысловое значение.

Тогда же, в 40-е гoды, в Сарапульском районе был осуществлен выпуск ондатры, завезенной из Архангельской области. Второй выпуск этих ондатры был проведен в 50-е годы, третий – в 1962 году. К началу 70-х годов ондатра заселила практически все пригодные для обитания водоемы в бассейнах рек Кама и Чепца.

С 1985 по 1989 и с 2001по 2003 годы в Каракулинском и Увинском районах Удмуртской Республики осуществлялся выпуск степного сурка – байбака. В настоящее время в Каракулинском и Сарапульском районах сформировались устойчивые популяции данного вида.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 1 апреля 1996 года № 184 в целях реакклиматизации сибирской косули на территории Удмуртской Республики организован государственный охотничий заказник «Потерянный ключ». В период с 1996 по 2002 годов в рамках мероприятий по реакклиматизации было выпущено 239 косуль, завезенных из Свердловской и Курганской областей, Республики Башкортостан. Несмотря на организованную охрану и проведение комплекса необходимых биотехнических мероприятий, на территории Удмуртской Республики за 20 лет не удалось создать устойчивую вольную популяцию сибирской косули. Основными лимитирующими факторами при этом явились высота и характер снежного покрова, а также пресс хищников (волк, рысь, бродячие собаки).

Определение зон охраны охотничьих ресурсов

В целях сохранения охотничьих ресурсов Схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, утвержденной Указом Главы Удмуртской Республики от 25 апреля 2016 года № 82, на территории Удмуртской Республики выделено 11 зон охраны охотничьих ресурсов: на территории ООО «Подсобное хозяйство «Арбайка» (2 участка), Сюныгского охотничьего хозяйства, Шарканского охотничьего хозяйства, Якшур-Бодьинского охотничьего хозяйства (2 участка), Ярского района, охотничьего хозяйства ООО «Лукошино», ООО «Башмурские Карьеры» (3 участка).

 

5.4. Предложения по мероприятиям для предотвращения или смягчения возможных негативных последствий для эксплуатируемых популяций охотничьих видов животных по основным вариантам проектных решений

 

1.     Распределение квот на добычу охотничьих ресурсов проводить согласно заявок охотпользователей в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

2.     Контроль за соблюдением Правил охоты в процессе осуществления охоты.

3.     Проведение биотехнических мероприятий на территории охотничьих угодий.

4.     Борьба с хищниками (волк, лисица).

 

 

6. РЕЗЮМЕ НЕТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Реализация намечаемой деятельности по установлению лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не повлечет за собой снижения запасов охотничьих ресурсов и негативных экологических последствий в отношении биологического разнообразия Удмуртской Республики.

 


Возврат к списку